Публичное
представление
собственного инновационного педагогического опыта
учителя географии МОУ «Лицей №43» г.о. Саранск
Левушкиной Наталии Анатольевны
«Специфика
использования информационно-коммуникационных технологий
на уроках
географии»
Актуальность и перспективность опыта.
Одной
из вечных педагогических проблем является повышение интереса учащихся к
изучаемому предмету и формирование общей мотивации обучения. Поиски путей решения этой проблемы в теоретической и практической педагогике ведутся
давно и в разных направлениях, кроме
того, современное общество требует перехода к принципиально новому уровню
доступности высококачественного образования
Концептуальность (новизна опыта, обоснование выдвигаемых принципов).
В
современном информационном обществе один из перспективных подходов связан с
внедрением в школьную практику различных нетрадиционных форм обучения, на
основе информационных технологий, создания в стране единой образовательной
информационной среды, сущность которых состоит в нацеленности на активизацию
познавательной деятельности учащихся, развитие, их мысли, умения самостоятельно
ставить и решать сложные познавательные задачи.
Целесообразно
в качестве одной из форм активизации мыслительной деятельности на уроках географии
применять различные информационные технологии и электронные ресурсы,
использование которых на занятиях определяется различными факторами, например,
темой и задачами конкретного урока, особенностями и возможностями имеющихся
учебных программ и технических средств. Это поможет реализовать идею повышения
мотивации к обучению, и компьютер станет важным инструментом исследования,
источником дополнительной информации, способом самоорганизации труда и
самообразования, способом расширения зоны индивидуальной активности ученика.
Наличие теоретической базы опыта.
Проблема
широкого применения компьютерных технологий в сфере образования в последнее
десятилетие вызывает повышенный интерес в отечественной педагогической науке.
Большой вклад в решение проблемы компьютерной технологии обучения внесли
российские и зарубежные ученые: Г.Р.Громов, В.И.Гриценко, В.Ф.Шолохович,
О.И.Агапова, О.А.Кривошеев, С.Пейперт, Г.Клейман, Б.Сендов, Б.Хантер и др.
Различные дидактические проблемы
компьютеризации обучения в нашей стране нашли отражение в работах А.П.Ершова,
А.А.Кузнецова, Т.А.Сергеевой, И.В.Роберт; методические - Б.С.Гершунского,
Е.И.Машбица, Н.Ф.Талызиной; психологические - В.В.Рубцова, В.В. Тихомирова и
др.
Ведущая педагогическая идея.
Осознанная
и устойчивая познавательная активность играет весьма существенную роль в
приобретении глубоких и прочных знаний и формировании личности ученика. Цель
педагогов лицея – научить учащихся думать, самостоятельно принимать решение,
самостоятельно добывать знания, и осуществлять это непосредственно с применением
компьютерных технологий, т. е. воспитывать в них информационную культуру,
поскольку это является требованием современного общества, атрибутом
современного человека.
Оптимальность и эффективность средств.
Применение информационных компьютерных технологий на
уроках географии не только облегчает усвоение учебного материала, но и
представляет новые возможности для развития творческих способностей учащихся:
- повышает
мотивацию учащихся к учению;
-
активизирует познавательную деятельность;
- развивает
мышление и творческие способности ребёнка;
- формирует
активную жизненную позицию в современном обществе.
Обучение можно обеспечить материалами из
удалённых баз данных, пользуясь средствами телекоммуникаций; увеличить скорость
подачи материала. И таким образом, повысится эффективность урока.
Результативность опыта.
Использование ИКТ
на уроках географии мною системно используется с 2008 года. Опыт моей работы по
данной теме представлен среди учителей географии:
Выступление
на секции «География» в рамках городских секционных мероприятий
августовской конференции педагогических работников городского округа
Саранск по теме «Педагогические технологии и активные методы организации
образовательного процесса обучения географии в условиях введения ФГОС ОО»,
август, 2013 г.
Выступление в XXXVIII Огаревских чтениях в МГУ им. Н.П. Огарева на
географическом факультете с докладом на тему «Использование интерактивных
средств обучения на уроках географии», декабрь, 2010 г .
Выступление в МРИО на курсах повышения квалификации учителей географии.
Выступление на круглом столе для учителей в рамках I Республиканского слета юных
исследователей на тему «Интерактивное обучение на уроках географии», март,
2014.
Выступление на международной научно-практической конференции с элементами
научной школы для молодых ученых «50 Евсевьевские чтения», посвященной
150-летию со дня рождения М.Е. Евсевьева на тему «Специфика использования ИКТ
на уроках географии», май, 2014.
Выступление
на секции «География» в рамках городских секционных мероприятий августовской
конференции педагогических работников городского округа Саранск по теме
«Работа с учащимися в рамках реализации основных положений национальной
образовательной инициативы «Наша новая школа», август, 2014.
Публикации о представленном инновационном опыте.
Опыт моей работы представлен в печати и опубликован
на различных Интернет-ресурсах:
Республиканский уровень
Урок:
«Образование почв и их разнообразие», 8 класс. Находится в банке данных по
обобщению и распространению передового педагогического опыта учителей
республики на кафедре гуманитарного образования ГОУ ДПО (ПК)С «МРИО»
Левушкина Н. А. Интерактивные электронные пособия//
Электронный сборник методических материалов/РМ, ГБОУ ДПО (ПК) С «МРИО».-
Саранск, 2012.
Левушкина Н. А. Интерактивные методы обучения на
уроках географии Республики Мордовия// Этнокультурное образование: опыт и
перспективы: Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции,
27 ноября 2009 года, г. Саранск/ Сост.: Т. В. Самсонова; МО РМ, МРИО. – Саранск,
2010.- 200с.- С. 179-184.
Российский уровень
Левушкина Н. А. Использование интерактивной доски Smart Board на уроках географии // Новые
технологии в образовании.- 2009г.-№ 3.- С. 57-59.
Левушкина Н.А. Публикация на
информационно-образовательном портале DROFA.RU (свидетельство о регистрации средств
массовой информации Эл № ФС77 – 46987 от 18.10.11г) методической разработки
проектного урока по географии «Северная Америка: путешествуем вместе!»
Левушкина Н.А. Публикация на
информационно-образовательном портале DROFA.RU (свидетельство о регистрации средств
массовой информации Эл № ФС77 – 46987 от 18.10.11г) конспекта урока географии по
теме «Образование почв и их разнообразие»
Левушкина Н.А. Публикация на
информационно-образовательном портале GEOCLASS.RU (журнал Учитель географии) методической разработки проектного урока по географии
«Путешествуем по Саранску» из цикла «Города Мордовии»
Урок: «Масштаб», 6 класс. Размещен в сообществе «Клуб Polymedia» -для
тех, кто использует современные мультимедийные инструменты в образовании,
работает с интерактивными устройствами SMART. http://www.edcommunity.ru/union/social/?page=lesson&user_id=594
Урок: «Литосфера. Горные породы», 6 класс. Размещен в сообществе «Клуб Polymedia» -для
тех, кто использует современные мультимедийные инструменты в образовании, работает
с интерактивными устройствами SMART. http://www.edcommunity.ru/union/social/?page=lesson&user_id=594
Урок: «Атмосфера», 6 класс. Размещен в сообществе «Клуб Polymedia» -для
тех, кто использует современные мультимедийные инструменты в образовании,
работает с интерактивными устройствами SMART. http://www.edcommunity.ru/union/social/?page=lesson&user_id=594
Урок: «Ветер», 6 класс. Размещен в сообществе «Клуб Polymedia» -для
тех, кто использует современные мультимедийные инструменты в образовании,
работает с интерактивными устройствами SMART. http://www.edcommunity.ru/union/social/?page=lesson&user_id=594
Урок: «Население мира», 7 класс. Размещен в сообществе «Клуб Polymedia» -для
тех, кто использует современные мультимедийные инструменты в образовании,
работает с интерактивными устройствами SMART. http://www.edcommunity.ru/union/social/?page=lesson&user_id=594
Урок: «Население Центральной России», 9 класс. Размещен в сообществе «Клуб Polymedia» -для
тех, кто использует современные мультимедийные инструменты в образовании,
работает с интерактивными устройствами SMART. http://www.edcommunity.ru/union/social/?page=lesson&user_id=594
Урок: «Образование почв и их разнообразие», 8
класс. Размещен в сообществе «Клуб
Polymedia» -для тех, кто использует современные мультимедийные инструменты в
образовании, работает с интерактивными устройствами SMART. http://www.edcommunity.ru/union/social/?page=lesson&user_id=594
Урок: «США, Природные условия и ресурсы», 11
класс. Размещен в сообществе «Клуб
Polymedia» -для тех, кто использует современные мультимедийные инструменты в
образовании, работает с интерактивными устройствами SMART. http://www.edcommunity.ru/union/social/?page=lesson&user_id=594
Классный час: «Права ребенка». Размещен в сообществе «Клуб Polymedia» -для
тех, кто использует современные мультимедийные инструменты в образовании,
работает с интерактивными устройствами SMART. http://www.edcommunity.ru/union/social/?page=lesson&user_id=594
Комментариев нет:
Отправить комментарий